Категории раздела
Мои статьи [40]
Редактирование [4]
Научное руководство [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

38а. Кто такой «самозванец»? - 2001

(окончание)

 

     Конечно, такой подход не выглядит совершенным. Но всё же тут есть на что опереться. Надо лишь сформулировать умолчания, посылки и презумпции, на которых он базируется, привести их в систему, проанализировать и сопоставить с данными источников.

     Итак, получается, что самозванец – это индивид, который, сделав соответствующие заявления, от них уже не отказывается, подтверждает их – либо словами, либо также и делами, при этом его поведение направлено на закрепление за собой нового статуса, не принадлежащего ему по праву. И всё это происходит в реальной жизни, а не в игровой  обстановке. Не принимаются в расчёт и шуточные заявления.

     Далее, подразумевается, что к самозванцам относятся только лица, обладающие хотя бы ограниченной дееспособностью. Это лица, которые до появления в новом качестве не были официально признаны невменяемыми, а также лица, достигшие совершеннолетия, формальным критерием которого можно считать наступление хотя бы частичной уголовной ответственности.

     Теперь ответим на вопрос, можно ли отнести к самозванцам человека, делавшего свои заявления в пьяном виде или в состоянии аффекта. Если индивид, вернувшись в нормальное состояние, помнит о своих  “разглашениях”, повторяет их, а уж тем более, если стремится реализовать их на практике, то он – самозванец.

     Человека, явно относящегося к числу душевнобольных, тоже следует называть самозванцем лишь в том случае, если он последователен в своей самооценке, если одержим одной и той же “сверхценной идеей”, ставшей сутью всей его жизни. В противном случае надо вести речь о “псевдосамозванстве”.

     К разряду “псевдосамозванцев” надо, очевидно, относить и человека низкого происхождения, которого с детства воспитывали как царевича, который верил в своё высокое происхождение, и, повзрослев, не отказался от привычной самооценки. Одним из таких был, например, “московский царевич” Ян-Фаустин Луба, живший в Польше в первой половине XVII в.26

     Нельзя, разумеется, считать самозванцем и человека, которого стали воспринимать в новом качестве после того, как он умер. Это не голое умозрение, такие случаи действительно бывали.

     Примером служит посмертная судьба скопческой “богородицы” Акулины Ивановны, которую К. В. Чистов и Б. А. Успенский ошибочно

____________________

26 См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1896. Т. 35 (XVIII). С. 53; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба. СПб., 1885. С. 16–48; РГАДА. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 1.

[с. 59]

__________________________________________________________________________________________________________

 

посчитали самозванкой не только религиозного, но и монархического толка27.  Да, среди скопцов она почиталась и как “императрица Елизавета Петровна”, однако императорский сан был ей приписан лишь тогда, когда её мифический “сын” – К. Селиванов начал выдавать себя за императора Петра III, т. е. не ранее 1780 г. А к этому времени, по мнению наиболее авторитетных историков скопчества, она умерла28.  

     Напротив, нельзя не отнести к самозванцам субъекта, который попал в ситуацию, сходную с той, в какой оказался Хлестаков, и точно так же, как и герой пьесы, использовал её с выгодой для себя, подыгрывая ошибавшимся на его счёт окружающим.

     Собственно говоря, подобные хитрецы и так почитаются в качестве самозванцев. Так, А. Асланбеков стал “Пётром III” после того, как его осенью 1763 г. признали таковым однодворцы Обоянского уезда, причём сделали они это по собственному разумению. Сам же Асланбеков о себе как “императоре” не говорил, и лишь спустя 4 месяца, будучи под арестом и прося помощи у сподвижников, так сказать, признался, назвав себя “земным богом”29.

     Если же человек, воспринимаемый в качестве носителя не свойственных ему полномочий, звания, титула и т. п., не потакает окружающим, не подыгрывает им, не вживается в новую для него роль, а ведёт себя так, как и ранее – до изменения общественного мнения о нём, то его нельзя считать самозванцем.

     Итак, на основе системного подхода можно выделить 5 признаков, раскрывающих в совокупности смысл термина “самозванец”.

     Во-первых, самозванец – это дееспособный индивид, который знающим его людям открыто (словесно или письменно) заявлял сам, или давал понять намёками, или убеждал их чужими устами, что он не тот, за кого его принимают, и выдавал себя за носителя иного, нежели в действительности,

_________________________

27 Чистов К. В. Указ. соч. С. 182; Успенский Б. А. Указ. соч. С. 77, 82, 95, прим. 10.

28 См.: Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1861. Вып. 3. С. 63, 80–81, 106–107; Ливанов Ф. В. Указ. соч.. СПб., 1870.  Т. 2. С. 406–409; Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей... Б. м., б. г. Отд. 2. С. 10–11.

29 См.: Сивков К. В. Указ. соч. С. 97–99; РГАДА. Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 7086. Л. 2, 6–7, 9 об., 11 об., 142, 144–145, 158–159, 203 об. – 204 об., 206–207, 326 об., 379 об., 382 об., 394–394 об., 402–404, 478–478 об., 482.

[с. 60]

____________________________________________________________________________________________________________

 

имени и/или статуса; который от людей, не знакомых с ним, скрывал своё истинное прошлое или искажал его, играя перед ними роль, взятую по собственной инициативе или вследствие ошибочного, но выгодного для него отношения со стороны окружающих.

     Во-вторых, самозванец – это индивид, который не отрекался от принятой однажды социальной роли (пусть даже эта роль была принята им в состоянии опьянения, аффекта или душевного расстройства), который подкреплял соответствующие данной роли заявления (неважно – свои или чужие) конкретными действиями, выстраивал своё дальнейшее поведение так, чтобы оправдывать ожидания окружающих.

     В-третьих, это индивид, который не сумел доказать обоснованность своих притязаний или же, убедив на время какую-то часть людей, в конце концов был разоблачён как обманщик (неважно – при его жизни или после смерти).

     В-четвёртых, чтобы слыть самозванцем, человек обязан воспринимать себя в новом качестве и/или так восприниматься другими не “в шутку”, а “всерьёз”, не в игровой ситуации, а в обычной, повседневной жизни.

     Наконец, человек может считаться самозванцем, если он претендует на статус, входящий в число привычных для данного общества или хотя бы в число известных и принципиально возможных, с точки зрения представителей данного социума. Иначе говоря, самозванцем является только тот, кто хотя бы мысленно стремится вписаться в наличную социальную структуру, найти себе место в данном обществе.

     Притязание на неведомый для окружающих или экзотический статус в лучшем случае может восприниматься не только как чудачество, но и как сумасшествие. Иногда оно и впрямь оказывается доказательством психического расстройства, как это было, например, в случае с отставным капитаном И. В. Рагозиным, который в 1776 г. именовал себя не только “государем”, канцлером, генерал-аншефом и другими званиями, но также “командиром над всеми”30.

     Даже “тюремный сиделец”, каторжник или ссыльный может стать самозванцем, если он, “объявляя” о себе, запугивает и/или соблазняет возможными наградами окружающих (караульных, следователей или других заключённых), если его слова и действия направлены на то, чтобы подчинить их себе и обрести свободу.

______________________

30 РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2441. Л. 12; Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 7428. Л. 34 об.

[с. 61]

________________________________________________________________________________________________________________

 

     Теперь надо сформулировать критерии для определения самозванца  монархического толка.

     По моему разумению, монарх – это, во-первых, лицо знатного происхождения, во-вторых, харизматическая личность, а в-третьих, правитель (ныне действующий или бывший) отдельного государства – самостоятельного или даже попавшего во внешнеполитическую зависимость, но хотя бы частично сохранившего свой суверенитет. Титул не является главным критерием, поскольку он мог быть различным (в европейской традиции – император, король, царь, великий князь, герцог, великий магистр, в азиатской традиции – шах, султан, хан и т. д.).

     Бывший правитель, передавший власть преемнику, не перестаёт быть монархом. Сохраняет свой высочайший статус и владетель, потерявший в ходе войны свою “отчину” или находящийся в изгнании, – но только в том случае, если не поступит на службу к другому правителю или если его бывшее владение не потеряет статуса автономного государственного образования.

     В состав монаршей фамилии, помимо официального правителя, включаются, во-первых, его “кровные” родственники – родители, братья и сёстры, сыновья и дочери, племянники и племянницы, внуки и т. д. (причём не важно – “законные” они или нет), а во-вторых, “приобретённые” родственники – лица, вступившие в брак с монархом и его прямыми потомками или пока ещё носящие звание жениха (невесты), а также ближайшие родственники этих лиц.

     Соответственно критериями зачисления индивида в категорию самозванцев монархического толка оказываются такие:

     1) его публичное притязание на статус представителя монаршей  фамилии, причём не важно, носит ли он имя реального исторического лица или просто называется “царём”, “царским братом”, “женихом императрицы” и т. п.,

     2) его стремление получить соответствующие новому статусу властные полномочия: либо инкорпорироваться в высшие эшелоны официальной власти, либо создать свою собственную, автономную сферу властвования (добиться того, чтобы люди беспрекословно выполняли все его повеления).

     Напоследок надо уточнить и соотнести друг с другом понятия “самозванство”, “самозванчество” и “самозванщина”. Это возможно на основе историко-психологического подхода и принципа системности. Ключевым является разграничение терминов, обозначающих индивидуальные психические феномены, и терминов, относящихся к сфере социальной психологии.

[с. 62]

__________________________________________________________________________________________________________

 

     Понятие “самозванчество” можно представить как динамическое образование в поле пересечения двух феноменов – “самозванства” и “самозванщины”.

     Под “самозванством” разумеются, во-первых, мысли, чувства и действия конкретного человека, решившего выдавать себя за носителя другого, нового имени и/или статуса, во-вторых, факторы, влиявшие на его поведение и самооценку, а в-третьих, особенности его самовосприятия.

     Самозванство начинается тогда, когда у человека появляется идея о смене привычного статуса, а кончается в момент его публичного саморазоблачения – признания, что действительным (настоящим) статусом является его прежнее место в обществе. Разумеется, новая самооценка и сопутствующие психические феномены могут быть замечены со стороны (а значит, и зафиксированы в источниках) лишь тогда, когда они получат выражение в словах и/или действиях индивида, когда о его притязаниях узнают другие люди.

     После такого открытия “латентное” самозванство уступает место “явному”, вследствие чего между самозванцем и окружающими устанавливаются новые отношения, а значит рождается самозванчество.

     В этот момент может зародиться и “самозванщина”, если индивиду, выступающему в новом качестве, удастся привлечь на свою сторону хотя бы одного человека. Соответственно этот феномен прекращает своё существование в тот момент, когда от самозванца отворачивается последний сподвижник.

     Итак, в полном виде самозванчество являет собой диалектическое единство двух указанных выше феноменов. Но если самозванец получает отказ в поддержке со стороны окружающих, то сфера самозванчества резко сокращается.

     Понятийная диалектика проявляется также в том, что не может быть самозванщины без самозванства, однако самозванство без самозванщины вполне возможно.

     Пример “чистого” самозванства явил уже упоминавшийся Илья Рагозин. Он был препровождён в Тайную экспедицию за то, что пришёл “пред сенаторскую камору” в нелепом наряде и, когда его спросили, “что он за человек, то отвечал, что он не человек”. После ареста выяснилось, что он считал себя обладателем целого букета званий и титулов, но его сочли сумасшедшим, и сторонников у него не появилось.

     Принятие предложенных дефиниций научным сообществом может улучшить взаимопонимание между исследователями, изучающими самозванчество, обеспечить более глубокое и всестороннее постижение этого феномена.

[с. 63]

___________________________________________________________________

Категория: Мои статьи | Добавил: olegusenko1965 (26.03.2025)
Просмотров: 5 | Теги: Сумасшествие, самозванец, Самозванство, нормальность, самозванчество, лжемонарх, безумие, монархизм, самозванщина, Системный анализ, Психопатология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Суббота, 28.06.2025, 21:03
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz