Категории раздела
Мои статьи [33]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

12. К определению понятия «менталитет» (1994)

аутентичный вариант: 12. К определению п-тия -менталитет-1994.pdf

О. Г. УСЕНКО

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МЕНТАЛИТЕТ»

 

     1. Цель доклада – определение понятия «менталитет» посредством его сопоставления с другими понятиями, которые наиболее часто употребляются при изучении человеческого сознания и культуры.

     2. Фундаментальным свойством человеческой психики яв­ляется противопоставление себя окружающей среде при по­стоянном взаимодействии с ней. Это свойство закреплено в понятии «мироотношение». Сознание человека представляет собой единство рационального и эмоционального (по содержа­нию), а также процессов и явлений (по форме). Соответственно, структуру мироотношения образуют: 1) мировоз­зрение (мировидение, миросозерцание) – совокупность представлений о мире и месте человека в нём; 2) миропонимание – процессы познания, т. е. получения, обработки и усвоения информации; 3) мироощущение – процессы непосредственно-чувственного отражения (реакции порождения и поддержания эмоций, аффектов и чувств); 4) мировосприятие – совокупность переживаний (эмоций, аффектов и чувств), отражающих жизненный смысл объективных явлений и ситуаций. Основой мироотношения можно считать «обыденное сознание», представляющее собой продукт личного жизненного опыта человека и в то же время фундамент его повседневной деятельности (рис. 1).

     3. Человек – существо социальное, и потому индивидуальная психика является носителем общественного и группового сознаний, а также социально-психологических явлений и процессов (рис. 2).

     Идейно-эмоциональные образования, определяющие пове­дение людей и представляющие собой совместное достояние общественного и группового сознаний, составляют содержа­ние таких понятий, как «идеология» и «обще­ственное умонастроение», которые выступают связующим звеном между мировоззрением и миро­восприятием (рис. 2, секторы 1, 2).

с. 3

___________________________________________________________________

 

 

     4. Психические образования, изображенные на рис. 1 и 2, слабо затрагивают сферу подсознания и поведения. Исклю­чение может составить лишь «массовое сознание». С помощью этого понятия в психике индивида выделяются черты, общие для всех без исключения членов той референтной общности, представителем которой он выступает по воле исследователя (такой общностью может быть сословие, класс, этнос, госу­дарство, учёное сообщество и пр.). Иначе говоря, массовое сознание – это абстрактная конструкция, содержимое которой зависит от угла зрения исследователя, которая служит ему средством обобщения и типизации в ходе конкретно-историче­ских сравнений. Не случайно употребление данного термина требует пояснительных слов, что порождает словосочетания типа: «массовое сознание крестьянства», «массовое сознание средневековья», «массовое сознание в развивающихся странах».

     По определению массовое сознание должно включать в себя и психические черты, которые принадлежат сфере бес­сознательного. Соответственно, эта категория не может не пересекаться с теми понятиями, что группируются вокруг термина «менталитет».

     5. Термины «менталитет» и «ментальность» часто употреб­ляются как синонимы, однако было бы разумным их развести. Ментальность можно определить как универсальную способ­ность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлеж­ность индивида к определённому социуму и времени. Таким образом, своё конкретно-историческое воплощение менталь­ность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов.

     В образном виде менталитет можно представить строи­тельной конструкцией, фундамент которой – сфера «коллек­тивного бессознательного», а крыша – уровень самосознания индивида. Структуру менталитета образуют «картина мира», «стиль мышления» и «кодекс поведения». Поле их пересече­ния, очевидно, и есть то, что называют «парадигмой сознания» (рис. 3, сектор 1).

     5.1. Содержание парадигмы составляют: 1) установки, лежащие в основе концепции мироздания (т. е. определяющие

с. 4

__________________________________________________________________

 

 

отношение человека ко времени, пространству, природе, обще­ству и самому себе); 2) представления о том, что такое цен­ность и соответствующий набор «ценностных образцов» (фун­даментальных ценностей); 3) априорные представления об ис­тине, а также те из «аксиом сознания», что выполняют одно­временно три функции: средств монтажа «картины мира», опорных элементов познавательно-оценочной деятельности и фундаментальных основ социальных норм и правил поведения; 4) система универсальных оппозиций сознания, их модифика­ций и воплощений, а также обозначений (символов).

     5.2. Помимо парадигмы, главными элементами карти­ны (модели) мира являются: 1) концепция ми­роздания – система представлений и аксиом о сущности вре­мени, пространства, природы, общества и человека вообще; 2) система ценностей, характерная для данного социума (представляет собой совокупность ценностных иерархий от­дельных социальных слоёв и групп), 3) сфера переживаний, атрибутивно связанных с концепцией мироздания и системой ценностей (рис. 3, сектор 5).

     5.3. Ядро стиля мышления образуют: 1) рациональные (познавательные и оценочные) установки, диктующие понима­ние того, что такое знание, логика, истинность, аргумент, польза, престиж и т. д.; 2) правила мышления (т. е. прави­ла, по которым формируются представления, понятия и оцен­ки, строятся суждения и умозаключения, создаются теории

и т. п.); решение одних и тех же (иди сходных) задач за­ставляет часть установок и соответствующих мыслительных операций связываться друг с другом настолько крепко, что рождаются шаблонные оценки и алгоритмы, т. е. стереотипы мышления; 3) особенности познавательной и оценочной дея­тельности, закреплённые в языках тех семиотических систем, что характерны для данной общности (эпохи); 4) комп­лекс эмоциональных установок и соответствующих чувств, благодаря которому те или иные виды интеллектуальной дея­тельности в разное время и у разных народов имеют раз­личную окраску и значимость (рис. 3, сектор 6).

     5.4. В число главных элементов кодекса поведения, помимо парадигмы, входят: 1) система установок, определяющих

с. 5

___________________________________________________________________

 

 

единую направленность поведения индивида в самых различ­ных ситуациях; 2) социальные нормы и правила поведения, рассчитанные уже на строго определённый набор ситуаций (ибо невозможно составить план действий на все случаи жиз­ни); повторение ситуаций рождает поведенческие стереотипы, которые группируются в блоки – социальные роли (половозрастные, бытовые, этикетные, ритуальные и пр.); система последних, освоенная индивидом, составляет костяк его ко­декса поведения; 3) семиотика поведения – одежды, жеста,

с. 6

____________________________________________________________________________

 

мимики, моды, косметики, ритуалов, этикета и т. д. (рис. 3, сектор 7).

     5.5. Совместным достоянием  картины мира и стиля мышления предстают: 1) общий фонд знаков, символов, по­нятий и образов, посредством которых закрепляется единство рациональных процессов и их результатов (явлений), 2) сте­реотипы формирования, пополнения и перестройки картины мира как единой системы (рис. 3, сектор 2). Общим элементом картины мира и кодекса поведения выступает набор пред­ставлений, понятий, аксиом сознания и переживаний, с помо­щью которых индивид ориентируется в обществе и выполняет свои социальные функции (здесь можно выделить взгляды на труд, богатство и собственность, отношение к праву, тради­ции, семье и браку, представления о власти и авторитете, понятие индивидуальности и т. д.) (рис. 3, сектор 4).

     Одновременно к стилю мышления и кодексу поведения относятся: 1) установки, диктующие индивиду оценки тех или иных социальных процессов и явлений, а также его соб­ственных поступков; 2) набор символов и соответствующих им значений, необходимый как для описания процессов и резуль­татов познания, так и для выражения в поведении людей принципов социального разделения и взаимодействия, – например, символика цвета, материалов, металлов, драгоценных камней и пр. (рис. 3, сектор 3).

с. 7

 

СХЕМА

 

Категория: Мои статьи | Добавил: olegusenko1965 (29.10.2015)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вторник, 19.09.2017, 23:36
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz